Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Сведения об обучающихся с ОВЗ в МБОУ "Маргуцекская СОШ"
Дети с особыми образовательными потребностями
Количество детей с особыми образовательными потребностями/из них инвалидов | Программа обучения | Инд. обуч. | Дист. обуч. | Инвалиды | |||||||||||
Всего | ЗПР | УО | Слабослышащих | Глухих | Слабовидящих | Слепых | С наруш. речи | С наруш. ОДА | ООБ | АОП для ЗПР | АОП для УО | АОП для ОФПНР | |||
9 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Дети-инвалиды
Кол-во детей-инвалидов | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | Из них обуч. в ОУ | Из них по общеобразовательным программам | АОП для ЗПР | АОП для УО | Программы для детей с ОФПН |
Обучаются инд. на дому | Не обучаются | Обучаются по программам другого вида |
|||||||
1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | |||||||
2 | 1 |
1 |
0 |
0 |
0 | 0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 | 0 | 0 | 0 |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект)
Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно-отсталых обучающихся (проект)
СанПиН для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "Маргуцекская СОШ"
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: -по индивидуальному учебному плану. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение МСЭ) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Для организации образовательного процесса в школе разработана АООП для детей с ОВЗ. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют, в связи с отсутствием необходимости. Библиотека укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для детей с ОВЗ (УО, ЗПР), (электронными учебниками). |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Центральный вход пандусом не оборудован, так как в ОУ не обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому нет необходимости. На входе находится гардеробщик, дежурный учитель или дежурный администратор. В обязанности которого входит оказание помощи инвалидам и лицам с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Конструктивные особенности здания МБОУ «Маргуцекская СОШ» не предусматривают наличие подъемников. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Для обучающихся МБОУ «Маргуцекская СОШ» предусматривается организация горячего питания, по перспективному меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Обучающимся из малоимущих семей, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ, предоставляется бесплатное питание при наличии справки из отдела ГКУ «КЦСЗН» г. Краснокаменск Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1-ом этаже. Рядом оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Здание МБОУ «Маргуцекская СОШ» оснащено противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатели выхода), необходимыми табличками, указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности, а также знаками направления движения при эвакуации и знаками направления открывания дверей. Оказание доврачебной первичной медицинской помощи в школе осуществляется педагогическим персоналом На основании заключённого договора с ГАУЗ «Краевая больница №4» медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет фельдшер ФАП. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться дистанционно в центре «Дар» г. Чита, в центре специального образования «Открытый мир». Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Маргуцекская СОШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена: электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»); функционирует официальный сайт школы. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в кабинете информатики на 2 этаже, и путем раздачи WI_FI Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ |
Кадровое обеспечение образования (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Все учителя работающие с детьми ОВЗ прошли курсы повышения квалификации. |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии | НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ |
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.