Школа расположена в сельском населенном пункте. Удалена от районного центра на 32 км. В школе обучаются дети сёла Маргуцек. ОУ реализует общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и программы внеурочной деятельности.
В школе имеются вакантные места для приёма обучающихся Группы Дошкольного образования, 1-11 классы
Правила посещения
Вход педагогов в здание - до 07 ч. 30 мин.; вход учеников в здание - до 07 ч. 55 мин.; утренняя зарядка - 07 ч. 55 мин.; начало занятий - 08 ч. 00 мин.
Правила посещения для родителей и гостей Родители обучающихся и гости допускаются в школу только по предварительному согласованию с администрацией школы. Для встречи с кем-либо из работников школы необходимо: предварительно договориться о времени и месте встречи; прийти в школу в назначенное время с документом, удостоверяющим личность; обратиться к вахтеру и зарегистрировать свой приход: назвать ФИО, цель прихода, имя работника школы, с которым запланирована встреча, представить документ, удостоверяющий личность. Помните, что встречи с учителями возможны только после учебного процесса! Запрещено вызывать учителей и обучающихся с урока! Вход в школу родителей без регистрации, но по предварительному согласованию возможен в следующих случаях: - родительские собрания; - дни открытых дверей; - праздничные мероприятия. Общие правила После звонка на урок ученики и учителя находятся в учебном кабинете. Нахождение в рекреациях во время урока запрещено. Обучающиеся в верхнй одежде на урок не допускаются. Классные руководители 1-11 классов обязаны предварительно информировать администрацию о классных родительских собраниях, заседаниях родительского комитетов и др. мероприятиях, связанных с присутствием посторонних лиц, с обязательной записью в журнале учета посещений. Родители, приводящие детей в школу или пришедшие с целью забрать ребенка после уроков, посещения дополнительные занятия (секции, кружки, факультативы) ожидают детей в холле 1 этажа. При посещении школы ЗАПРЕЩАЕТСЯ: - нарушать общественный порядок; - препятствовать работе персонала школы, учебному процессу; - приводить с собой животных. Сотрудники школы вправе удалить посетителя из школы и прилегающей территории в случаях: - нарушения общественного порядка и безопасности на объекте; - бесцельного нахождения на прилегающей к школе территории и создания препятствий нормальной жизнедеятельности объекта; - посягательства на сохранность имущества, находящегося в помещении школы и на прилегающей территории; - некорректного отношения к работникам и ученикам школы; - когда посетитель не контролирует свои действия, создаёт конфликтные ситуации, своим поведением оскорбляет честь и достоинство других посетителей. Все вопросы экстренного порядка решает дежурный администратор. Родителям и законным представителям В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, с 01.12.2023 г. вход родителей в школу запрещен, ожидание детей на крыльце школы запрещено. Для родителей соблюдается масочный режим. Встречи назначаются только во внеурочное время! Допуск родителей на встречу производится при наличии маски и перчаток. Допуск посторонних лиц в школу Допуск посторонних лиц в школу (посторонними лицами считаются граждане, не связанные напрямую с осуществлением образовательного процесса и не являющиеся учениками или их родителями (законными представителями)разрешается только по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Допуск представителей вышестоящих организацийи проверяющих лиц Должностные лица вышестоящих организаций, организаций, осуществляющих контрольную и надзорную деятельность, прибывшие в школу с целью осуществления проверки (мониторинга), пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность либо распорядительного документа, подтверждающего причину прибытия после регистрации в «Журнале учета посетителей», и только в сопровождении представителя администрации школы.
Правила обучения. Права и обязанности обучающихся
Школа - это общественное место, в котором действуют свои законы и порядки. И дети, и взрослые должны придерживаться определенных правил поведения и внутреннего распорядка в течение всего процесса обучения. Только в этом случае в школе будет царить порядок и дисциплина – неотъемлемые спутники учебы.
Права учащегося - Право на образование. - Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней, восстановления здоровья. - Право на отдых и досуг. - Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством. - Право свободно выражать своё мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода. - Право на свободу мыслей, совести, религии. - Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. - Право на личную жизнь. - Право пользоваться благами социального страхования. - Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления. Обязанности ученика Общие правила поведения - Дисциплина и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. - Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается. - Права и обязанности учащихся школы определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами. - Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять внутреннего распорядка: - Соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов), не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины; - Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе; - Беречь школьное здание, оборудование, имущество; - Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе; - Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалках, туалете; - Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих; - Принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы; - Учащийся приходит в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку. - Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды. - Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы и с ее территории в урочное время. - Выйти из школы можно, лишь предъявив записку от учителя, медицинского работника дежурному охраннику. - В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска занятий более трех дней, учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения. - Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам. - Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство. - Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения учеником умышленного ущерба имуществу школы, родители (лица, их заменяющие) учащегося возмещают ущерб. - Учащимся во всех случаях следует уважать чужие права собственности. Книги, одежда и прочие личные вещи, находящиеся на территории школы, принадлежат их владельцам. - Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается передать охраннику и вывесить объявление об утерянных вещах. - К учащимся, присвоившим, чужие личные вещи, будут применены дисциплинарные взыскания. - Физическая конфронтация, запугивание и издевательства являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобные попытки унижения, подчинения или манипулирования людьми. - На уроках не разрешается жевать жвачку и принимать пищу, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном (играть, разговаривать, включать звук звонка). - Ученик обязан выполнять домашние задания. - По первому требованию учителя следует предъявлять дневник. - Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике. - Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности. - Ученик имеет право подать апелляцию в течение 3 дней после оглашения оценки, если он не согласен с ней. Апелляция подается учителю-предметнику или завучу по учебной работе. Поведение на занятиях - Не опаздывать на урок. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме уроков информатики в компьютерном классе). - Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы. - Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами. - Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога. - Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку. - Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения. - Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов (соблюдая корректную форму). - На уроках учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему следует бережно и аккуратно. - Ученики не должны разговаривать на посторонние темы на уроках, так как они этим нарушают права других на получение необходимых знаний. - Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий Во время перерывов (перемен) учащийся обязан: - навести чистоту и порядок на своем рабочем месте; - выйти из класса, если попросит учитель; - подчиняться требованиям дежурного учителя по этажу. - Время перемены - личное время каждого учащегося. Он может его проводить по своему разумению, однако, не должен мешать другим. - Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории). - Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен. - Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр. - Во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу. - Во время перемен учащимся запрещается употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим. - Во время перемен учащимся не разрешается выходить из школы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора. - В школе категорически запрещается курение. - Категорически запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках. - На переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, дежурному администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.
Помощь при дистанционном обучении
«Если не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней» Станислав Ежи Лец
Дистанционное обучение – новая реальность и новый опыт, которым мы сейчас овладеваем.
Полезные советы:
1. Составление и соблюдение распорядка дня. (Очень важно чередовать периоды интеллектуальной и физической активности)
2. Организация рабочего места. (На рабочем месте должно быть всё необходимое, но ничего лишнего).
3. Подведение итогов работы. Планирование дел на предстоящий период.
4. При возникновении трудностей, обсудите ситуацию с близкими людьми.
5. Если своими силами не справляетесь, то Вы всегда можете рассчитывать на помощь классного руководителя и школьных специалистов.
По состоянию на 01.09.2023 г. в МБОУ "Маргуцекская СОШ" отсутствуют заключенные и планируемые к заключению договора с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки.
Заключенные и планируемые к заключению договора с иностранными/международными организациями по вопросам образования: Отсутствуют Международная аккредитация образовательных программ: Отсутствуют
Обеспечение учащегося школьной формой
Внешний вид и одежда обучающихся должны соответствовать общепринятым нормам делового стиля и иметь светский характер. Одежда и обувь обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении, должна быть чистой. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.
Школа не обеспечивает учащихся школьной формой. Родители при выборе формы руководствуются следующими правилами:
Внешний вид и одежда обучающихся должны соответствовать общепринятым нормам делового стиля и иметь светский характер. Одежда и обувь обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении, должна быть чистой. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.
Для чего введена школьная форма?
Залог равенства Экономия средств Улучшение успеваемости и дисциплины Эстетика и сплоченность
Требования к школьной форме
Парадная форма используется обучающимися в дни проведения праздников, еженедельный линеек и линеек чести по окончанию триместра. Для мальчиков и юношей парадная школьная форма состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой сорочкой и праздничным аксессуаром. Для девочек и девушек парадная школьная форма состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой и праздничным аксессуаром.
Недопустимо использовать в учебное время
Приходить на учебные занятия без школьной формы. Приходить на учебные занятия кроме физической культуры в спортивной форме. Посещать занятия без сменной обуви.
Стиль одежды – деловой, классический.
Юноши – однотонная сорочка или водолазка, галстук, брюки классического покроя черного цвета, пиджак в цвет брюкам, туфли. Допускается ношение вместо пиджака жилета того же цвета. В весенний и осенний сезон допускается отсутствие пиджака при условии сохранения однотонной сорочки. Девушки - одежда должна быть классического стиля или современного строгого покроя черного цвета: костюм, жилет, юбка, сарафан, блузка, водолазка, туфли не на высоком каблуке (не более 7 см.).
Общие требования
Все обучающиеся 1–11-х классов могут иметь сменную обувь. Сменная обувь должна быть чистой, выдержанной в деловом стиле.
Школьная форма может быть из различных тканей. Цветовая гамма школьной формы для обучающихся 1-11 классов: однотонные, спокойные тона (блузка – белого цвета, пиджак и брюки черного цвета), без надписей и рисунков. Аксессуары: допускается ношение золотых и серебряных серег. Педагогический состав работников школы должен показывать пример свои воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.
Помощь в трудной ситуации
Психологическое здоровье включает в себя такие компоненты как личностное и духовное развитие школьника с учётом его познавательных, социальных и психологических потребностей.
Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122 (круглосуточно)
"Горячая линия" Уполномоченного по правам ребенка в Забайальском крае: 8(30-245)
Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей школьного возраста. Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами. Психологическая диагностика включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей, родителей (а теперь уже и Министерства образования), а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Данные диагностики строго конфиденциальны. Педагог -психолог помогает и в профессиональном определении школьника. Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека, тем более у ребенка. Разница лишь в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, иногда последствия неразрешенных личностных проблем могут привести к трагедии. Во всех этих случаях Вы можете обратиться к школьному педагогу-психологу, который поможет Вашему ребенку, сделает его жизнь более понятной, комфортной, разработать стратегию поведения в определенных ситуациях. Основные направления работы психолого–педагогическая диагностика; здоровьесберегающая деятельность; коррекционно–развивающая работа; психологическая профилактика и просвещение; методическая работа.
Кому оказывается психологическая помощь?
Психологическая помощь может оказываться как лицам с различными нервно-психическими нарушениями, так и практически здоровым людям, переживающим трудные жизненные ситуации — кризис, стресс, конфликт.
Педагог-психолог )))))))))) Заместитель директора по ВР, Телефон: 000000 Почта: 0000000 Часы приема: 0000000
Служба школьной медиации
Школьная служба примирения - служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Школьная служба примирения как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся по освоению навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса. Глобальная задача службы - сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным путем Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится При конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации (рационального, разумного общения). Реализовать совместную деятельность (детей и взрослых) по улучшению школы как элемента самоуправления, перестраивающей существующий тип управления. Включить подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте. Строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность. Дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить ситуацию конструктивным способом. Снизить уровень агрессивности в школьном сообществе. Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медации
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить; Есть согласие родителей (законных представителей) на проведение встречи; Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, Совет профилактики и т.п.). Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Специалисты службы школьной медиации: 0000000000 0000000000
Приём граждан по личным вопросам сотрудниками отделам обеспечения деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Забайальском крае: Понедельник- пятница с 09.00 до 17.00 адрес:. Запись по телефону: 8(30-245). УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В Забайальском крае: 000000000
Куда ещё можно обратиться
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МР "ГородКраснокаменск и Краснокаменский район":
Инспектор (ПДН) группы УУП и ПДН пункта полиции (дислокация: ) МО МВД России "0000000000" Капитан полиции: телефон: 8(30-245) Адрес:
Главный специалист - эксперт отдела по обеспечению деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МР "Город Краснокаменск и Краснокаменский район": 0000000000000000 телефон: 8(30245) e-mail адрес: 000000000
Школьный Совет Профилактики: Председатель Совета Профилактики в МБОУ "Маргуцекская СОШ": 0000000000 телефон: 00000000 e-mail адрес: 00000000000
Информационная безопасность
Информационная безопасность общеобразовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель информационной безопасности – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам: -персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы; -обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса; -защищенная законом интеллектуальная собственность. Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе. В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит: -обеспечение сохранности защищаемых данных; -поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц; -обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц. Также специалисты по информационной безопасности обязаны не допустить несанкционированные изменения данных и их утрату.
http://www.saferunet.ru — Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России»
http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России
http://www.nedopusti.ru/ — социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление»
http://www.e-parta.ru/ — Блог школьного «Всезнайки» — это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины
http://www.сетевичок.рф/ — Главный советчик в сети для детей. Здесь можно узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А так же принять участия в конкурсах.
Обучающимся
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Данные памятки и информация должны помочь тебе безопасно находиться в сети.
Компьютерные вирусы
Компьютерный вирус - это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению (копированию). В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.
Методы защиты от вредоносных программ:
Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
Постоянно устанавливай патчи (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из Интернета, только из проверенных источников;
Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.
Сети WI-FI
С помощью WI-Fi можно получить бесплатный интернет-доступ в общественных местах: кафе, отелях, торговых центрах и аэропортах. Так же является отличной возможностью выхода в Интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные WiFi сети не являются безопасными.
Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi
Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауэр. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например, для выхода в социальные сети или в электронную почту;
Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.
Социальные сети
Социальная сеть - это сайт, который предоставляет возможность людям осуществлять общение между собой в интернете. Чаще всего в них для каждого человека выделяется своя личная страничка, на которой он указывает о себе различную информацию, начиная от имени, фамилии и заканчивая личными фотографиями. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.
Основные советы по безопасности в социальных сетях:
Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
Электронные деньги
Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.
Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.
В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов - анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в не анонимных идентификации пользователя является обязательной.
Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:
Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, StROng!;;
Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.
Электронная почта
Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
Надо выбрать правильный почтовый сервис. В Интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».
Кибербуллинг или виртуальное издевательство
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
Управляй своей киберрепутацией;
Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
Веди себя вежливо;
Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
Мобильный телефон
Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.
Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.
Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
Основные советы для безопасности мобильного телефона:
Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
Фишинг или кража личных данных
Главная цель фишинг - вида Интернет-мошенничества, состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).
Основные советы по борьбе с фишингом:
Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
Отключи сохранение пароля в браузере;
Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
Кибербуллинг В сети Интернет, как и в обычной жизни, встречаются злые и невоспитанные люди. Ради собственного развлечения они могут обидеть тебя, устроить травлю. Такие люди могут встретиться на форумах и чатах. Сложное слово кибербуллинг в современном мире как раз и означает преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание.
Лучшая защита – предупреждение
Помни: ты не виноват, если получил оскорбительное сообщение! Ни в коем случае не стоит общаться с таким человеком и тем более пытаться ответить ему тем же. Просто прекрати общение. Старайся быть дружелюбным с другими пользователями, ни в коем случае не пиши грубых слов, не провоцируй собеседника. Нельзя использовать сеть для хулиганства и угроз! Если тебе угрожают по Интернету, обязательно расскажи об этом родителям, учителю или близкому человеку, которому ты доверяешь! Это не правильно, когда тебя запугивают, унижают или оскорбляют. Коллективное преследование – это крайнее проявление жестокости. Никогда не участвуйте в травле и не общайтесь с людьми, которые обижают других. Помни: твои родители всегда готовы тебя выслушать, помочь и защитить.
Онлайн-общение В сети Интернет, так же как и вне дома и школы нужно помнить о личной безопасности и вести себя осторожно, чтобы не попасть «в лапы» злоумышленников. Вот несколько советов.
Никогда не сообщай свое полное имя, домашний адрес и телефон, не высылай свои фотографии незнакомым людям. Помни: преступники могут использовать эту информацию против тебя или твоих родных. Встречаться с виртуальным знакомым либо не следует вовсе, либо только в присутствии родителей. Если назначается встреча, она должна проходить в людном месте и, желательно, так же в присутствии родителей. Помни: под маской твоего «друга» – ровесника может скрываться взрослый человек с преступными намерениями. Если Интернет-общение становится негативным – такое общение следует прекратить и не возобновлять.
Скачивание и хранение информации Воровать — нехорошо. Этому нас учат дома, в школе, пишут в книгах, в гражданском и даже в уголовном кодексе. Любой материал, выставленный в сети Интернет: фото, видео, музыка, картинки и тексты, – имеет своего автора, а значит – охраняется законом (часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
То, что на web-сайте нет надписи о защите авторских прав, совсем не означает, что можно свободно использовать материалы. Не нужно думать, что если ты не продаешь чужую информацию, то ты ничего не нарушаешь. Обязательное условие при копировании материалов – указать источник информации. Это относится и к текстам, так и изображениям, музыкальным, видео- и прочим файлам, независимо от целей использования. Перед копированием необходимо обязательно ознакомиться с дополнительными условиями, которые могут быть указаны на сайте-источнике. Если такие условия есть, то при копировании они должны быть обязательно соблюдены. Если же указан прямой запрет на использование материалов, то от копирования необходимо отказаться. Следует запрашивать специальное разрешение у авторов или информировать их о копировании файлов. Используй на домашнем компьютере лицензионное программное обеспечение или их бесплатные аналоги (свободно распространяемые версии). Помни: путешествуя в сети Интернет, необходимо соблюдать закон!
Личные данные Волку дверь не открывайте! У интернет-мошенников ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям.
Никогда не разглашайте личную (персональную) информацию. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, фамилия, имя и отчество, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей Если ты используешь общедоступный компьютер в библиотеке или в интернет-кафе, прежде чем покинуть компьютер, полностью заверши все сеансы с выходом из системы. Придумывай безопасные пароли, часто меняй их и держите в секрете. Используй псевдонимы в сети Интернет, они обеспечивают безопасность и конфиденциальность. Вредоносные программы
Что нужно знать об угрозе заражения вредоносным программным обеспечением?
Загружаемые из сети Интернет файлы могут быть носителями вредоносных программ, которые могут нанести вред тебе или другим пользователям сети Интернет через твой компьютер. Это так называемые вирусы, черви, программы-шпионы – небольшие программы, которые распространяются с компьютера на компьютер и вмешиваются в работу операционной системы, и могут даже уничтожить все, что находится на жестком диске. Легче всего вирусы распространяются во вложениях сообщений электронной почты и мгновенных сообщений. Поэтому очень важно – никогда не открывать вложения, если ты не ожидал их получить или не знаешь, кто их отправил. Нежелательная почта (спам) – получение абсолютно не нужных сообщений или мошеннических предложений, рассылаемых с помощью специальных программ-роботов. Не попадайся на предложение «отписаться» от рассылки, нажав на предложенную ссылку! Игнорируй его! Иначе впоследствии тебя завалят спамом, так работают мошенники. Не стоит, не глядя, переходить по ссылкам, содержащимся в сообщениях электронной почты. Прежде чем щелкнуть по ссылке, просмотри, куда она ведет, проверь ее конечный адрес. Будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в «небезопасную зону» или загрузить на свой компьютер вирус или программу-шпион. Антивирусные программы – твои защитники. Установи их на своем компьютере и регулярно обновляй. Окружи себя реальными друзьями! Научись использовать Интернет с пользой для учебы, самообразования и любимых увлечений. Тот, у кого много друзей, у кого есть любимое занятие, вряд ли окажется в онлайн-западне.
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические материалы к урокам информационной безопасности
Материалы к уроку в начальных классах. Анимированая презентация. Дополнительно - примерный конспект урока.
Программа для тестирования знаний по интернет-безопасности. Исполняемый файл в архиве. Не требует установки. Для Использования требуется компьютер под управлением Windows с установленным Microsoft Framework 4.0
Видеоурок, подготовленный для портала Сетевичок.рф. Рекомендован Министерством образования и науки РФ для использования в рамках Всероссийского урока безопасности школьников в сети Интернет. Посмотреть на youtube
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
Уважаемые родители! Ваш ребенок стал первоклассником, и сейчас он очень нуждается в вашей поддержке. Придерживаясь рекомендаций, представленных в данной памятке, вы поможете ребенку справиться с переменами в его жизни и рационально выстроите взаимодействие с ним.
В первом классе нет домашних заданий. Дома с ребенком не стоит выполнять даже тренировочные упражнения по счету и письму. Уделяйте ребенку больше времени, интересуйтесь его новыми друзьями, успехами и интересами.
Удобное время для совместных занятий (чтение, выполнение проектов, творческих работ) лучше выбрать вместе с ребенком. Ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установлении правил.
Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
Воспитывайте в ребенке ответственность. Хорошо, если у него появится собственный будильник, который он сам будет устанавливать.
Старайтесь, чтобы ребенок не опаздывал в школу, это всегда создает много дополнительных проблем (как войти в класс, начать работу в нужной тетради и т. д.).
В школе иногда случаются конфликтные ситуации. Научите ребенка извиняться, если он что-то сделал нечаянно (уронил чужую тетрадь, задел или толкнул кого-то). Объясните, что другой ученик тоже может что-то сделать нечаянно, и если он извинился, нужно уметь прощать.
В жизни вашего ребенка появился человек не менее авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение педагога и учите этому ребенка.
Не решайте наболевшие проблемы с учителем на ходу, перед началом занятий. Заведите блокнот и записывайте все вопросы, которые у вас возникают, чтобы не забыть задать их на родительском собрании. В этом блокноте вы также можете записать телефоны школы, время дополнительных занятий, часы приема педагога-психолога.
Убедите ребенка, что в учебе нужно быть внимательным и аккуратным. Объясните ему, что у вас есть работа, а у него учеба. И каждый должен добросовестно отвечать за свое дело.
Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними уже в первый год обучения.
Старайтесь не демонстрировать особенных возможностей ребенка перед его сверстниками и не ругайте в присутствии других детей. Важно, чтобы он почувствовал себя равным другим.
Что такое готовность ребенка к школе?
Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.
Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыка чтения. Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.
Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.
Третьим свидетельством готовности к школе считается умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее. Наконец, четвертым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.
Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу. Без этих навыков первокласснику придется сложно. Впрочем, эти навыки у детей формируются довольно быстро.